Особое внимание в реабилитационном центре по лечению наркомании, алкоголизма и игромании «Атмосфера» уделяется психологическому консультированию резидентов. Данная статья, это сертификационная работа ведущего терапевтического процесса, консультанта-аддиктолога, гештальт — терапевта РЦ «Атмосфера» Александра Кулинич.

Этические нормы психологического консультирования зависимых

Наиболее структурированный подход к этическим вопросам психологического консультирования сформирован в Американской ассоциации психологов. За последние тридцать лет трижды вносили поправки, что обусловлено трудностью соблюдения этических норм. Соблюдение этических норм и принципов в психологическом консультировании осложнено по достаточно объективным причинам. Основные из них указали George и Cristiani (1990): «Трудно соблюдать стандарты установленного поведения в огромном разнообразии ситуаций консультирования, ведь каждый консультативный контакт уникален»

Если мы говорим об этических нормах психотерапевта-аддиктолога, на мой взгляд очень важно обладать аутентичностью и честностью, пониманием проблемы изнутри. В идеале аддиктолог должен иметь непосредственное отношение к зависимости, быть сопричастным к проблеме. Как правило, в профессиях и специализациях по зависимости случайных людей не бывает. Так или иначе, каким-то образом люди столкнулись с проблемой зависимости. Независимый человек не может понять зависимого, те чувства, ту боль, которую он испытывает. Идеальный вариант-прохождение самим аддиктологом какой-либо программы выздоровления от зависимости. Эта моя «безупречная картинка», которая позволит в полной мере испытывать эмпатию к чувствам и состояниям клиентов.

Будучи сам зависимым и на данный момент имея качественную и стабильную трезвость, я сталкивался с групповыми и личными психотерапиями, которые для зависимых людей не приемлемы: конфронтация зависимой личности и терапевта, эмоциональное насилие. Как результат, человек закрывается, испытывает дискомфорт, агрессию, иногда скрытую, иногда открытую. Такие методы не приемлемы в работе с аддиктами, особенно на начальных этапах консультирования. Таким образом, я выработал для себя свои собственные этические нормы в работе с зависимыми. Они, естественно, соответствуют общепринятым стандартам, но имеют некоторые корректировки, относительно зависимой личности и ее выздоровления.

В работе с зависимыми я постоянно сталкиваюсь с двумя видами мышления, сформированными в процессе употребления: зависимое и криминальное мышление. И очень важно понимать, что это мышление формировалось годами и стало глубинным убеждением. Поэтому консультант не должен сразу конфронтировать те нормы, правила, жизненные принципы и идеалы, которыми обладает клиент. Иначе он получит мощное сопротивление, что еще больше будет усиливать убеждения клиента и таким образом терапия будет безрезультативной и может закончиться, так и не начавшись. Принимая ценности клиента, мы будем иметь точки опоры, от которых мы будем двигаться к нормам общества, меняя мышление у клиента, а не вступать с ним в открытую конфронтацию. Понимая, что каждый человек индивидуальность и здесь существует правило «живи и давай жить другим».

Аддикт, зачастую склонен к недоверию, депрессиям и всевозможным психологическим защитам, выработанными в процессе употребления и жизнью.  Для создания клиент – терапевтических отношений очень важно формирование среды. В данном случае, если мы рассматриваем консультирование, которое проходит в реабилитационном центре, (групповое и индивидуальное) важно, чтобы эта среда была пропитана доверием, безопасностью и принятием. Таким образом для плодотворной работы с группой необходимо создать эгрегор, который будет способствовать выздоровлению группы и индивида, в частности. Эгре́гор (от др.-греч. ἐγρήγορος «бодрствующий») — «ментальный конденсат», порождаемый мыслями и эмоциями группы (общности) людей или животных и обретающий самостоятельное бытие. (Википедия) Создание эгрегора ложится на плечи команды, участвующей в работе групповой терапии. Когда мы с женой открывали реабилитационный центр по лечению зависимости у нас, изначально была идея и принципы, по которым мы собирались работать. Это семейная атмосфера любви, принятия, заботы, отсутствие критики и «нет-насилию». И мы «заряжали» этим каждого вновь приходящего в команду сотрудника. И для нас совершенно понятно часто используемое выражение, когда говорят: «мой человек». Сформировался эгрегор команды, который влияет на всех участников реабилитационного процесса. И даже, когда нет «носителей идеи» эгрегор сохраняется. Энергетический вихрь затягивает всех, кто с ним связан. Коллективная масса энергии действует так, что все участники процесса верят, что это правильно. Итак,

Этические нормы психологического консультирования зависимых

  1. Информированность клиента при первой встрече о самом процессе консультирования, как и о своей квалификации, оплате и продолжительности консультирования. В моем случае я информирую клиентов о том, что имею непосредственное отношение к зависимости и как результат, устойчивую трезвость.
  2. Конфиденциальность нельзя возвести в абсолютный принцип и этические нормы. Границы конфиденциальности. (Р. Кочунас. Основы психологического консультирования. М., 1999) выделяет два уровня принципов конфиденциальности:
  • Первый уровень принципов конфиденциальности относится к пределу профессионального использования сведений о клиенте. Обязанность каждого терапевта — использовать информацию о клиенте только в профессиональных целях, и он не вправе распространять сведения о клиенте с другими намерениями.
  • Второй уровень конфиденциальности относится к условиям, при которых может быть использована полученная в процессе консультирования информация. Например: в моей практике очень частый вопрос от созависимых родственников: «Что употреблял, с какого возраста и дозировки?» Я не в праве разглашать им данную информацию, так как это ответственность клиента, и он сам расскажет, если посчитает нужным, ведь данная информация может быть травматичной, как для созависимых, так и иметь негативные последствия в отношении него самого. Однако, другим сотрудникам эта информация необходима для более профессиональной помощи. Также полученная информация в ходе консультирования сможет помочь отследить формирование зависимости, как следствие травматических событий из жизни детства. Могут быть отношения с родителями, интимные истории, отношения с ровесниками. И здесь переплетаются два принципа и этические нормы консультирования: конфиденциальность и невозможность параллельного консультирования родственников и самого аддикта. Этические нормы расширяются консультированием терапевта всех членов семьи. Из-за патологической лживости аддикта, сознательной или бессознательной, информация, данная им, может быть искажена. И тогда для полной, объемной картины жизни аддикта мы привлекаем родственников. Если мы говорим о зависимости, задача ааддиктолога — смотреть на эти вещи шире, беря во внимание даже незначительные истории, связывать их с возникновением зависимости как следствия. Таким образом, мы можем перейти в стадию системной семейной терапии для создания семейного эгрегора.
  1. Принцип не нанесения ущерба для здоровья, состоянию или социальному положению.
  2. Необходимое условие для проведения психотерапевтических сессий -соблюдение полной химической чистоты клиента.
  3. Недопустимо предвзятое отношение к клиенту. Из своего практического опыта: зависимого никто не понимает, он находится в одиночестве, отвергнутый и в процессе консультирования очень важно дать клиенту понимание того, что его не осуждают, понимают, что существенно улучшает доверительные отношения клиента и терапевта.
  4. Добросовестное отношению к своему делу. Определить для себя круг клиентов, с которыми он может работать. Терапевт, который никогда не сталкивался с зависимостью не сможет качественно помочь такому клиенту. Аддиктолог должен обладать компетентностью: браться только за те задачи, которые он в силах решить на благо процесса клиента. При обнаружении предела своей компетенции перенаправляют либо к другому специалисту, либо вступает с ним в сотрудничество, или обращается за супервизией по данной теме.
  5. Профессиональное развитие аддиктолога. Постоянно расширять и углублять свою профессиональную и личную компетентность, путем обучения, посещения семинаров, изучением различных психотерапевтических методик на протяжении всей профессиональной жизни.
  6. Понимание того, что работа с аддикцией клиента процесс сложный, терапевт должен быть достаточно ресурсным и терпеливым, так как может сталкиваться с множеством психологических защит аддиктивного Я. На мой взгляд терапевт должен построить альянс с нормативным Я, против адддиктивного Я.
  7. Способность удерживать свои собственные границы, кантейнировать свои чувства, так как будет встречаться с возможной агрессией и давлением аддиктивного Я клиента.
  8. Способность к гибкости и эмпатии.
  9. Терапевт должен обладать хорошей устойчивостью, быть проработанным. Обязательны личные терапии и супервизии. При личных кризисах, симптомах выгорания трудностях в соблюдении границ должен обращаться за личной терапией, чтобы не навредить клиенту.
  10. Обладать поли модальностью, используя разные методики: начиная от КПТ, заканчивая гуманистическими подходами.
  11. Уважение уникальности, ценности и достоинства всякой личности
  12. Принятие различий, в которые могут входить гендерные, религиозные социальный сексуальный экономический статус.
  13. Признание важности автономии и личной саморегуляции в контексте контактных, межличностных взаимоотношений.
  14. Не давать советы, а давать клиенту самостоятельно «ловить рыбу», при этом давая возможность клиенту приобрести свой опыт, инсайты. Однако, если мы рассматриваем работу с зависимым поведением зависимой личности на ранних стадиях консультирования, то здесь используется когнитивно-поведенческая терапия. Которая, в свою очередь, как раз и направлена на давание советов, рекомендаций и построение с клиентом неких алгоритмов действий, по которым ему следует жить. Что противоречит этическим нормам консультирования. Хотя в более поздних сроках выздоровления метод КПТ плавно сменяется на гуманистический подход, который в свою очередь исключает советы.
  15. Ни в коем случае не злоупотреблять своим положением, не эксплуатируя клиентов сексуально, эмоционально, в личных интересах для удовлетворения собственных нужд.
  16. Не «отыгрывать» свои сценарии на клиентах («ни Бог, ни судья»)

Таким образом, мы видим, что психотерапевтические сессии с зависимыми клиентами несколько отличаются от сессий с теми, кто не имеет зависимости. Однако, принимая во внимание информацию по формированию зависимой личности, ее специфику, соблюдая этические нормы консультирования мы приходим к тому, что этические нормы становятся гибкими в зависимости от сроков трезвости, от вовлеченности в процесс выздоровления родственников и методологии применяемой «здесь и сейчас».