Люди, которые живут рядом с зависимым играют достаточно большую роль, как в их употреблении, так и в выздоровлении. Как и в дальнейшей жизни, после прохождения реабилитации, например. Созависимые – это все близкое окружение зависимого человека. Люди, которые живут рядом с употребляющим либо так или иначе взаимодействуют с ним.
Созависимость-это такая же зависимость. Только химически зависимый человек зависит от химического вещества, в нашем случае наркотик или алкоголь, и нехимического — игры. Созависимый зависит от зависимого родственника, от его употребления. Это такая страшная штука, которая не дает жить своей жизнью, как самому созависимому, так и наркоману-алкоголику-игроману. И выздоравливать от созависимости намного сложнее, потому что нет явных симптомов проявления, таких, как у зависимого.
Недавно мы проводили статистику выздоравливающих в ребцентре и те, кто на данный момент остается трезвый, выздоравливали и продолжают выздоравливать в тандеме с семьей. Мы еще раз убедились в закономерности: как выздоравливает зависимый, так и его родственники. То есть, если зависимый выздоравливающий признает свою зависимость и активно работает над ней, стремится, старается, и его родственники так же вовлечены в процесс, то качество трезвости и жизни кардинально отличается. И наоборот. То есть пресловутая поговорка и здесь работает: «Яблоко от яблони недалеко падает»
Довольно часто к психологам обращаются молодые семьи, родители тревожатся о поведении ребенка, в данном контексте подростка. Стали замечать существенные изменения в поведении. И в этом месте хорошо, что семья включилась. Когда проблемы у ребенка, это значит, что нужно исследовать фон, в котором он живет и взаимодействует. Как правило, проблема в фоне. Какие-то процессы происходят в семье, в школе, с другом-подругой. И исследуя фон мы можем собрать информацию и увидеть, как фон влияет на фигуру (подростка):
Хорошо, когда родители бьют тревогу, замечают изменения в поведении ребенка. Но многие, пускают на самотек, надеясь, что переходный возраст пройдет. А он пройдет,… только в зависимости от того, как родители и вся семья будет реагировать и взаимодействовать, туда и войдет ребенок. Если семья взрослая (не по возрасту), а эмоционально зрелая, понимающая, и поддерживающая, то все Ок. Если нет, то ребенок уйдет, в злость, агрессию, бунт и может уйти в компанию, туда, где его принимают таким, какой он есть. Где предложат выпить, покурить. А со временем предложат и наркотик. И к сожалению, у нас формируется зависимая личность. Со временем зависимость будет прогрессировать, поражая всю семейную систему, не только зависимого, но и ближайшее окружение.
Как это происходит в реальности? Ребенок приходит и уже не просит, а требует деньги, появляются кредиты, начинает врать, воровать. Семья разрушается, семейные роли меняются, от агрессора-спасателя до жертвы. Зачастую в этот период в семье формируется два лагеря:
Вместо того, чтобы объединиться против зависимости, семья объединяется против личности. И работает сейчас не на улучшение благосостояния семьи, а на наркосистему. Страх, что окружающие узнают о проблеме, страх того, что придут кредиторы, страх, что близкий окажется в тюрьме. Еще больше усугубляют положение и дают зависимости закрепиться в семье. Можно ли назвать такую семью здоровой? Нет. И таких семей, к сожалению, множество.) И все это происходит еще от не знания, как себя вести. Как? С кем? И куда? И таким семьям необходима помощь. Одной информации недостаточно нужно практические действия. Их нужно проводить в тандеме со специалистом. Взаимодействие семья-психолог-выздоравливающий.
Здесь мы также говорим об информативности и связке «выздоравливающий-семья». Все, случилось. Человек зависимый. Есть решение выздоравливать. Начало выздоровления. Неважно каким образом, где оно проходит. Важно то, что делает семья на этом пути. Зависимый выздоравливает и это его ответственность. Параллельно выздоравливает семья и это ее ответственность. И таким образом мы получаем взаимодействие двух взрослых личностей. Иначе мы не придем к диалогу и конструктивным решениям.
Да, мы понимаем, что это очень сложный процесс и мы можем об этом говорить…долго. И факторов, препятствующих, очень много, от невозможности достучаться к таким семьям, до банальной материально-технической базы. Многие и понимают необходимость действовать, даже знают, что для этого нужно сделать, но не имеют достаточно эмоционального ресурса для воплощения. Понимая это, мы ведем достаточно активную информационную работу в соцсетях и люди откликаются, пишут нам, звонят, начинают говорить о проблеме. А это тоже первый шаг к решению. Также мы со своей стороны проводим бесплатные общегородские группы для семей, родственники которых являются нарко-алко-зависимыми или игроманами. Приходят и те, кто подозревают о чем-то, но не знают, не умеют об этом поговорить со своим близким. Поэтому формат этих занятий меняется в зависимости от спроса: информационные, консультативные и терапевтические. И, при необходимости, индивидуальное сопровождение семьи.
В заключение хотелось бы подытожить, что роль семь и в формировании зависимости и выздоровлении от нее же, играет большую роль, и мы не должны снимать ее со счетов. И, если в первом случае важна профилактика, дабы не зародилась зависимость. То во втором случае, необходимо менять паттерны поведения и мышления, поменяв которые, есть велика вероятность из деструктивной семьи сформировать функциональную и здоровую семью.